Обзор недавних изменений в Закон РК «О реабилитации и банкротстве»: поменялось многое

29.12.2019 г. были приняты достаточно обширные изменения в Закон Республики Казахстан «О реабилитации и банкротстве» («Закон») (вступили в силу 10.01.2020 г.). Изменения столь существенные, что мы посчитали полезным описать наиболее значимые из них, а также выразить мнение о последствиях принятых изменений.

Изменения коснулись, как концептуальных вопросов, так и многих деталей. В целом, насколько мы понимаем, изменения в Закон преследовали цель прикрыть «фокусы», которые допускались в предыдущей редакции Закона. Более детально регламентированы многие процедурные моменты. Наряду с этим, логику некоторых изменений достаточно трудно понять.

1. Устойчивая и временная неплатежеспособность

Если раньше одним из главных критериев для обращения в суд с заявлением о реабилитации или банкротстве являлась «неплатежеспособность» должника, Закон теперь разделяет два вида неплатежеспособности: (1) временная неплатежеспособность и (2) устойчивая неплатежеспособность.

«Временная неплатежеспособность» служит основанием для проведения процедур реструктуризации или реабилитации должника, как описано ниже.

Под «временной неплатежеспособностью» понимается ситуация, когда задолженность должника перед кредитором: (1) подтверждена вступившим в законную силу судебным актом (см. подробности ниже) или признанием долга должником и (2) такая задолженность не погашена на протяжении четырех месяцев. Больше не существует минимального порога задолженности, который применялся ранее.

«Устойчивая неплатежеспособность» служит основанием для банкротства должника по заявлению самого должника. Этот критерий не применим, если заявление о банкротстве подает кредитор, как указано ниже.

Под «устойчивой неплатежеспособностью» понимается ситуация, когда: (1) задолженность должника превышает его активы на дату подачи заявления и (2) эта ситуация существовала на начало года, в котором подано заявление.

Если заявление о банкротстве должника подает кредитор, установлены только два критерия: (1) наличие у кредитора вступившего в законную силу судебного акта о взыскании задолженности с должника или признание задолженности должником (нет минимальных требований по сумме задолженности) и (2) если такую задолженность должник не погашает (также не установлены временные критерии).

2. Внедрение процедуры реструктуризации задолженности

Изменения предусматривают упразднение процедур «урегулирования неплатежеспособности» и «ускоренной реабилитации», которые в практике встречались редко.

Внедрена новая процедура «реструктуризации задолженности», которая представляет собой ту же процедуру «урегулирования неплатежеспособности», но с некоторыми изменениями, которые дают надежду на ее большую успешность.

Реструктуризация задолженности может быть перспективной, если должник способен договориться со всеми кредиторами об урегулировании неплатежеспособности (путем, например, дисконта, отсрочки уплаты задолженности и иным образом).

Процедура предусматривает обращение должника с заявлением в суд, суд выносит решение в течение 10 рабочих дней и дает должнику двухмесячный срок для достижения соглашения с кредиторами об урегулировании задолженности.

В указанный двухмесячный период должник получает только защиту от заявлений кредиторов о признании должника банкротом. В связи с чем, она не поможет для временного избежания от требований кредиторов или от исполнения судебных актов.

Если в двухмесячный срок должник заключает с кредиторами соглашение и суд его утверждает, должник, помимо прочего, получает защиту от требований кредиторов на период действия соглашения, освобождается от неустойки, вознаграждения, снимаются аресты, прекращается исполнение в отношении должника судебных актов и т.д.

3. Усложнение кредиторам возможности подачи заявлений о реабилитации или банкротстве должника

Изменения в Закон предусматривают, что теперь перед подачей заявления о реабилитации или банкротстве должника кредитор обязан получить вступившее в законную силу решение суда о взыскании задолженности с должника либо подтверждение признания задолженности должником. Такие документы кредитор обязан приложить к заявлению о реабилитации или банкротстве должника. В противном случае, суд возвратит заявление.

Таким образом, необходимость «просуживать» задолженность повлечет, как денежные (государственная пошлина, расходы на представителя), так и временные затраты (четыре-шесть месяцев на получение вступившего в законную силу решения суда о взыскании задолженности с должника).

4. Новая классификация должников

Изменения в Закон предусматривают разделение должников на три категории финансовой устойчивости:

1 класс: финансово устойчивый;

2 класс: сопряженный с риском банкротства, но имеющий возможность восстановления финансовой устойчивости;

3 класс: финансово неустойчивый.

Должники относятся к соответствующему классу исходя из коэффициентов, которые рассчитывает временный администратор или временный управляющий на основании финансовой отчетности должника. Для расчета коэффициентов приняты соответствующие «Правила расчета коэффициентов и определения границ классов финансовой устойчивости».

Мы не претендуем на роль экономистов, но исходя из нашего понимания формул расчета коэффициентов следует, что теперь серьезным образом будет учитываться доходность должника в отличие от примитивного сравнения активов и пассивов. То есть, насколько мы понимаем, у должников, задолженность которых превышает их активы, но у которых имеется денежный поток, имеется больше шансов, чем раньше.

Внедрение классификации должников выглядит как попытка внести больше конкретики и прозрачности при выявлении должников, имеющих возможность для реабилитации или банкротства, т.к. эти критерии были достаточно размыты ранее.

  1. Основные изменения в процедуре реабилитации
  2. Усложнение использования реабилитации для манипуляций

Как известно, ранее существовала практика, когда должники по несколько раз подавали заявления о реабилитации для приостановления исполнительных производств. Каждая подача заявления о реабилитации, а также обжалование решения суда могли выиграть должнику от четырех до шести месяцев.

Изменения в Закон исключат такую возможность. Теперь заявление о реабилитации можно подать повторно не раньше, чем через два года после вступления в законную силу решения суда об отказе в применении процедуры реабилитации или определения о прекращения процедуры реабилитации.

В свою очередь, должникам впредь следует серьезнее относится к своим заявлениям о применении процедуры реабилитации.

5. Дополнительные меры защиты кредиторов в реабилитации

Как известно, применительно к реабилитации Закон ранее регламентировал только очередность погашения требований кредиторов разных очередей (например, кредитор по налогам, залоговый кредитор и т.д.), но в отношении порядка погашения задолженности внутри одной очереди норм не было. Это приводило к ситуации, когда кредитор, имеющий большинство голосов, мог переголосовать на собрании других кредиторов своей очереди и получить преимущественное погашение своих требований.

Теперь план реабилитации должен предусматривать «равные условия удовлетворения требований кредиторов одной очереди». Это, возможно, означает пропорциональное распределение платежей между кредиторами одной очереди.

6. Продление сроков рассмотрения заявлений о реабилитации

Изменения в Закон предусматривают продление сроков рассмотрения заявлений о реабилитации до двух месяцев. Ранее срок составлял один месяц. Данное изменение достаточно положительно, т.к. прежнего месячного срока нередко было недостаточно, особенно в случаях, когда у должника много кредиторов.

7. Необходимо проявлять больше внимательности в отношении возможного банкротства должников

Как известно, как в процедуре реабилитации, так и в процедуре банкротства, месячный срок для заявления кредиторами требований к должнику исчисляется с момента публикации объявления на сайте уполномоченного органа.

В процедуре банкротства публикация происходила после назначения судом временного управляющего (при рассмотрении в суде заявления о банкротстве). А в реабилитации публикация была гораздо позднее, т.к. временный администратор, который готовит объявление кредиторам, как правило, назначался после вступления в законную силу решения суда о применении процедуры реабилитации. Данное различие изменениями в Закон устранено.

Теперь временный администратор назначается и направляет в уполномоченный орган объявление в адрес кредиторов - при рассмотрении заявления о реабилитации в суде. Упомянутый месячный срок для заявления требований кредиторов теперь будет истекать в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. В связи с чем, впредь кредиторам следует быть внимательнее к заявлениям должников о реабилитации, т.к. высок риск пропуска указанного срока.

8. Некоторые странности

Особого внимания заслуживает новая редакция п. 4 ст. 110 Закона, которая буквально гласит:

«В случае если по результатам проведенной процедуры банкротства должника требования кредитора, которые обеспечены гарантией, поручительством или залогом имущества третьих лиц, остались не удовлетворенными, то такой кредитор на основании вступившего в законную силу определения суда о завершении процедуры банкротства вправе обратиться в суд с иском о взыскании сумм с гарантов, поручителей или залогодателей - третьих лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Республики Казахстан».

Смысл нормы заключается в том, чтобы предоставить кредиторам возможность взыскать с третьих лиц, предоставивших обеспечение (гарантов, поручителей, залогодателей), оставшуюся сумму задолженности должника – банкрота после завершения процедуры банкротства. Вызывает вопросы, как это положение будет работать в практике, учитывая возможное противоречие с Гражданским кодексом РК.

Бахыт Тукулов